Elena Tikhomirova Zhejmò (elle_812) wrote,
Elena Tikhomirova Zhejmò
elle_812

Categories:

про мой Palazzo Vecchio

Он же -Палаццо веккио.



Исполнено в витрине одного скромного пиццо-ресторанчика. Автор: коллектив сего заведения общепита. Названье не упоминаю по меркантильным причинам.



Palazzo Vecchio переводится как "старый дворец". Хотя по флорентийским меркам, он не такой уж и старый. Какое-то время исполнял тут роль Кремля. Этот конкретный - палаццо-крепость. Мода была такая почти тыщу лет назад. Начат в 1299-ом году архитектором Арнольфо ди Камбио, который базилику Санта Кроче тоже построил заодно, неподалёку, на месте римских арен.
Синоним названья постройки - Синьория. Потому что там синьоры сидели, отцы-благодетели города. Вот он, оригинал- в левой части снимка, с башней высотой в 94 метра, которая так и называется, Башня Арнольфа!


(снято с колокольни Дуомо)

Наверху - громадный флюгер в виде красивого гвельфского льва. Гвельфы - это, собственно, флорентийцы и есть. Так они себя часто до сих пор называют. Но история слова боевитая и длинная.

Лучше всего описал, что к чему в том дворце-крепости, andanton, никакой википедии после него не надо. Увлекательно, популярно, внятно, информационнно насыщенно.
Главная фраза, от которой я потеряла голову в его жж - "Во Флоренцию падаешь, как в любовь". Так оно и есть! 

Возвращаясь к строению, сложенному из кусочков сахара с башенкой-пирамидкой, а вернее, к его прототипу. Там жили отцы-правители Флоренции. Когда-то роль ратушного здания и одновременно тюрьмы и всего на свете исполняла полукрепость, полузамок под названием Барджелло. Сейчас там музэй, конечно. С подлинниками статуй, исполненных флорентийскими гениями, в частности, подлинники Микеланджело, его учеников, а также многое, включая инструменты и недоделки из его мастерской. Также там ювелирная коллекция Медичей, по той причине, что они там какое-то время жили. И не только. Но про это отдельно. Медичей знают все, даже если не знают, сколько их было конкретно, почему так много и кто был кем и почему. А во Флоренции их знают как людей, которые не просто по очереди и вместе правили городом и всей флорентийской республикой, но и постепенно на каждом мало-мальски крупном объекте недвижимости вешали свой герб. Как теперь видим, навеки. Каждый флорентиец по гербу на здании скажет, какой фамилии принадлежало то или иное палаццо....

После крепости-ратуши Барджелло Медичи справили ещё пару новоселий. Но с какого-то времени правитель города переехал жить в дворец Синьории. Однако это тоже было не вполне удобно: все-таки присутственное место, зал заседаний правительства там же, а тут жены какие-то, дети герцогские бегают, да и дворец-то совсем небольшой. Возможно, поэтому герцог Козимо купил себе еще один дворец на отшибе на другом берегу Арно у подножия большой горы, возвышавшейся над городом. То был очень большой дом банкиров Питти. В 1549 году им было сделано предложение, от которого они побоялись отказаться. Дворец Синьории после переезда герцога стали называть "Старый дворец", то есть Палаццо Веккио.... (автор, повторяю, andanton, и кликнув на этот текст, вы попадаете в его жж, в ту самую запись, откуда я вытащила эту цитату).

Эрмитаж, говорите?! Ну-ну! Я тут Палаццо Веккио этот самолично увидела изнутри! Совершенно случайно попала на удивительную мини-экскурсию (мини - потому что нас было буквально несколько) всего за два евро, но это для итальянцев, туристы ее не берут, им нужно всё на своих языках )))))))) и слушала все по-итальянски, хоть и понимала процентов десять, но удовольствия получила на всю тысячу. Это была экскурсия Джорждио Вазари, главного художника Palazzo Vecchio. Актёр с потрясающей внешностью, хоть сразу влюбляйся, переодетый в костюм 16-го века, который, как он говорит, примерно такой, носил именно Вазари, и он подробно рассказал обо всём, что есть в этом костюме (а в нём есть и очень эдакие пикантности в виде красного рога на уровне причинного места!) и, конечно, психологии мышлении тогдашнего флорентийца, и как бы именно этот Вазари нас, несколько человек водил по дворцу. К женщинам, особенно в брюках он отнёсся с подозрением - почему без хозяина, да ещё в таком несуразном виде?

Сказать, что у меня был культурный шок, ничего не сказать! И у меня не хватит никакого таланта пересказать, как это было. Но это был безумно интересный мужчина - и сам по себе, и тот, кого он изображал, а сам дворец - я совсем в него не стремилась, и, оказывается, напрасно. Но, думаю, туристы мало что в нём увидят без вот этого актёра. Мне их было жалко. Они иногда нас подслушивали, и была даже такая гордость. А ведь всего каких-то 2 евро!

Можно было вопросы задавать, будто самому Вазари. В другой раз, когда я уже буду более-менее говорить по-итальянски, я опять пойду к нему в гости и непременно спрошу, зачем это он изничтожил фрески и шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэля, закрасив своими и своих дружков? Неужели бы места не нашлось, чтоб не пропадала такая красота? Ведь Медичей всегда можно было уговорить расширить дворец. Особенно Козимо Первого Медича, на которого он работал. Наверное, именно за это имя Вазари не поставили на один уровень с Рафаэлем и Леонардо? Хотя он тоже гениален. В смысле - с флорентийскими генами. Тоже и сфотографирую его, конечно, а то в этот раз аккумуляторы разрядились, как назло. Все портреты Джорджио Вазари, какие я нахожу в интернете, изображают его уже с морщинами. Мой Вазари имеет пикантную седину, но, при абсолютном портретном сходстве, необыкновенно красив, да ещё и глазом эдак поигрывает, при напускном равнодушии.

Он водил нас, человек шесть, по дворцу, хвастался своими художествами, много рассказывал, а главное, показывал, что он где сделал заново, что переделал. Очень много он всего только понарисовал, не говоря уже о скульптуре и строительстве палаццо и прочих крупногабаритных домиков. Столько, что кажется не поместится в жизни ни одного художника. Если он, конечно, не флорентиец. Самой большой гордостью Джорджио, как я поняла, является Салон Пятисот, переделанный им из не годных для этого помещений двух зданий, соединенных вместе. Но это надо видеть - и потолок с медальонами, и панно настенные, и прочую декорацию.

Вот тут есть видеопанорама придворцовой площади и самого дворца:
http://www.italyguides.it/us/florence/palazzo-veccchio/palazzo-veccchio.htm

Так он выглядит внутри:

Map from PlanetWare.com

Что меня поразило - это, конечно, даты. Постройки, переделок, перестроек, расширения и прочего. И что в нижних исторических слоях, а проще говоря, под землей - остатки римских стен и колонн, а сама площадь устроена как раз по радиусным линиям той римской площади двухтысячелетней давности, которая под землёй. Подробная схема всего этого подземного добра красиво нарисована на панно ровно на противоположной стороне площади от Палаццо Веккио, у бутика Chanel.

Внутри - даже и не знаю, что выбрать, чтоб рассказать. Зал со старинными географическими картами и и древним громадным глобусом Медичей, наподобие того, что хранится в библиотеке Миттерана в Париже? ...или подлинники всяких знаменитых статуй? ...или туалет в стене? Тот самый, которого, как пишут некоторые, будто бы в Средневековой Европе не существовало. ...или завораживающую, с объёмным рисунком по всем поверхностям, как умеют только итальянцы, часовню dei Priori? ...а может, часвню Элеоноры? ...или зал с аллегориями стихии воды, где во всех мифических персонажах, с ироническим и прочим смыслом, угадываются портреты реальных людей, живших 500 лет назад? ...или расписные, резные, лепные потолки? ...виды из окон? ...двор???

Двор Палаццо Веккио, или его ещё называют двором Микельоццо, не поддаётся вообще никакому описанию. И это его ещё перелопатил-переделал Джорджио Вазари! Остаётся только догадываться, каким он был до него, со своими арками, в таких гротескных флорентийских рисунках. Что-то более-менее приближенное вы можете увидеть в Эрмитаже, в коридоре, который почему-то назван Лоджиями Рафаэля. Меня это в детстве сбило с толку, и Рафаэль мне казался таким же нестарым, как город на Неве и я думала, будто он лично приехал и изрисовал эти лоджии. Эрмитаж основан в 1764 году, лоджии Рафаэля считаются копиями росписей Ватиканских стен, но не рафаэлевскими, а брамантевскими, того же 15-го века, когда жил Рафаэль. А Рафаэль умер в 1520-ом году. То есть, за двести лет до того, как Петербург появился на карте. И скажите, зачем так людей путать? И почему они рафаэелевские?

Так вот, первое, что человек, решившийся подняться по ступенькам палаццо Веккио мимо знаменитого Давида с его гипертрофическим фимозом, - это Двор Микельоццо. Бесплатно. Внутрь дворца надо билет покупать, а тут, вокруг фонтанчиков двора, можно гулять и рассматривать нереальной красоты колонны и стены за просто так.



Двор этот устроен как бы лабиринтом, и из него можно войти в другой двор, постарше и попроще. Там сейчас стоят ёлочки, наряженные красными флорентийскими лилиями.



...и журчит вода:



Из каждого двора можно выйти на волю в разные концы света.
А внутри флорентийских музеев фотографировать нельзя, так что просто придётся поверить на слово, что красоты там много, всякой и разной.

У меня лишь есть пиратская телефонофотка вида из окна одного из залов:



Просто посетить сей музей, чтобы сказать "я там был" - мало. Попробуй переспроси, и видно, что впечатления либо как от винегрета, либо как от калейдоскопа. Так что смотреть палаццо это с точки зрения Вазари, или идти туда в лабораторию повседневной жизни периода Козимо Медичи, или чтобы узнать, почему 500 лет назад в аптеках продавались яды, или как двор Медичи спонсировал путешствия и открытия новых земель и рисование карт и планов, или зачем в палаццах держали целый зверинец из ручных леопардов и носорогов...

_____________________
пс
Если кто-то из моих читателей бывал в Палаццо Веккио и писал о нём, я могу добавить сюда ссылки на ваши записи об этом.
Спасибо заранее!
Tags: * МОЯ ITALIA", * МОЯ ДУША ФЛОРЕНЦИЯ *, немножко ИСТОРИИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments