Elena Tikhomirova Zhejmò (elle_812) wrote,
Elena Tikhomirova Zhejmò
elle_812

Categories:

Как мы вызывали дух Галилея и шептали в гулкий купол капеллы Пацци

Выхожу один я в Санта Кроче,
Сладковатый воздух в ноздри бьёт.
Здесь хранятся трупы, прах и мощи
Тех, кто даже и после смерти культуру в массы несёт.

Ну, нескладно немножко получилось, согласна. У френда umnickmd вышло бы точно лучше, у него рука набита. Зато точно по сути. Там и вправду хранятся те, кто делал многое впервые в мире - картины, скультптуры, телескопы, музыку, книги, политику, всего не перечислить.

На самом деле, всё не так романтичненько, как кажется на первый взгляд. Просто на днях мы с Иришкой muzika1 зачем-то оказались во флоренийской базилике Санта Кроче. Это если перевести, то Святой Крест получится. С чего мы пошли именно туда, даже и не помню, помню только, что мы намечали пойти куда-то совсем в другое место. Для жёсткого окультуривания. Тоже помню, что я сказала, мол, давай в Санта Кроче, а то я одна туда боюсь, там у Стендаля случился мой любимый синдром Стендаля. И потом - покойники там такие непростые живут. Некоторые из них при жизни ходили в этот же самый Санта Кроче, чтобы вырывать других покойников и срисовывать, как там у них что происходит с костями и тканями, и вообще как выглядят всамделишные скелеты и прочие части, не приглянувшиеся б-гу. Хотя это самые-самые из флорентийцев всех времён, великие мужи, как сказали бы французы. Их могил - около 300, точнее 276. Так что все они лежат не совсем спокойно, и земля там им не пухом вовсе, а камнем. Хоть и породистым.

Вот я его сфотографировала на закате, с фасада:



Красивый, да? И это только так кажется плоской картонной декорацией. На самом деле храм...громадный.

Внутри там захоронены Галилео Галилей, Микеланджело (он прямо очень просил, чтобы там, потому что хотел лежать там же, где Галилей!), Маккиавелли, Россини (Иришка muzika1 застряла как вкопанная напротив его могилы и долго и красиво рассказывала мне о нём, о Паганини, о всякой мистике отношений между ними, ничего интереснее никогда не слышала, учитывая, что у неё феноменальная память на даты и цифры, и вообще память, и жаль, что она у себя в журнале про это не пишет совсем-совсем), Маркони (который телеграф изобрёл), Ферми (теорему которого вы в школе изучали, хотя для него там всего лишь мемориальная доска, как и для Данте, и для Леонардо да Винчи, ибо все они имеют могилы в других местах, а некоторые даже и по парочке), Михаил Огиньский, сестра Наполеона - Шарлотта, Каппони, другие прочие великие: http://it.wikipedia.org/wiki/Categoria:Sepolti_nella_basilica_di_Santa_Croce.

А вот как собор видно туманным зимним вечером с пьяццале Микеланджело, которая на холме, на границе города:






Город хоть много младше Парижа, но всё равно старенький, и в нём кое-что осталось из того, что римляне строили 2 тыщи лет назад. Так что это, где мы с вами ходим, есть сегодняшний исторический слой, а если копнуть, так там, внизу, под землёй, прямо под этим вот пантеоном Санта-Кроче имеются останки римского амфитеатра (http://it.wikipedia.org/wiki/Anfiteatro_romano_di_Firenze).


Часть его трибун можно высмотреть в основаниях и стенах домов вокруг храма. Кто бы и как ни писал хоть что-то, что когда-либо происходило во Флоренции, непременно упомянут Санта-Кроче. Так, у Дюма есть рассказ "Ночь во Флоренции", в котором всё действие крутится именно вокруг неё. Хотя я, например, пока что не нашла описываемый там колодец. То есть, нашла, но он как-то мною не узнаётся в описании, да и он как-то больше как фонтан выглядит. В любом случае, вот он, хоть и не уверена, что угадала:



В третьей книге серии Томаса Харриса о флорентийском вампире "Ганнибал" имеется несколько сцен, как доктор Лектер в Санта Кроче что-то там исследовал в капелле Каппони, по левой стороне внутрихрамовых капелл (часовен).

Обычно в католических храмах капеллы - это такие полуротонды-лепестки по периметру здания. Каждая из них посвящена какому-нибудь святому и в них также бывают всякие захоронения, урны, мощи святых. А во Флоренции часто капеллы в храмах построены и посвящены какой-нибудь семье, и в них часто располагаются фамильные склепы и всякое такое. В Санта Кроче пошли дальше - то ли потому что уже места внутри не было, не знаю, то ли гигантомания некоторых мучила и размеры обычных капелл не устраивали, но там есть и капеллы-склепы снаружи, эдакие красивые мавзолеи. Причем, внутри они часто роскошнее, чем снаружи. Шестнадцать штук, помимо тех, что внутри храма! Также в капеллах можно обнаружить какие-нибудь знаменитые фрески, живописные полотна, скульптуры, достойные Галереи Уффици или Лувра. И потом часть из них заменена уже давно копиями, а оригиналы отправлены в музеи. Видимо, на всякий случай.

Так выглядит основной зал (или как там это называется?) храма. Видите, могильные плиты и под ногами, и вдоль стен и капелл, всюду, и по ним порой просто приходится ходить. Но это он кажется маленьким, на самом деле, это серия коридоров-галерей, а общая форма здания - конечно же, как всегда, в виде креста.






Один из "коридоров" выглядит так - весь в роскошных фресках 14-го века, а судя по тому, что в центре громадный стол, это что-то типа трапезной. В шкафах, которые вы видите по периметру, находятся партитуры хоралов с гигантскими буквами.


(в отличие от прочих, эта картинка не моя, а взята из википедии - не знаю, почему не хотелось там ни в какую фотографировать, но я могу в любой день опять туда сходить опять, может, поэтому)

Строилось это до того, как в парижской базилике Сен Дени впервые сделали каменные готические своды, поэтому крыша-потолок тут деревянный, и причем, расписной. Странно, что потом его не заменили на каменные своды, как это обычно происходит. Но это и интересно посмотреть.



Так вот, в том же "Ганнибале" есть персонаж - флорентийский полициотто Пацци, который охотится на Ганнибала-канибала. И происходит этот Пацци из знаменитого флорентийского рода Пацци, которые автоматически ассоциируются в заговором Пации. У этих Пации в Санта Кроче имеется вот такая выносная капелла - Cappella Pazzi. Вот отрывок из романа:
"Капелла, сооруженная архитектором Брунеллески для семейства Пацци, считается в своей суровой красоте одним из шедевров зодчества эпохи Ренессанса. В этом здании архитектору удалось примирить вечных противников – круг и квадрат. Капелла стояла отдельно от Санта Кроче, и в нее можно было попасть лишь через аркаду внутреннего дворика собора. Пацци возносил молитву, стоя на коленях на каменном полу капеллы Пацци, а на него сурово взирал его двойник с медальона работы делла Роббиа. Ему казалось, что его молитвы не идут дальше круга мрачных апостолов на потолке капеллы. Оставалось лишь надеяться, что часть молитв прорывается в темный внутренний дворик собора и возносится через открытые небеса прямо к Богу...".

Вот упомянутая аркада, её второй этаж. Капелла Пацци там, внизу, во дворе.



Заходим, и сразу видим высокий купол капеллы с упомянутыми керамическими медальонами. Акустика там совершенно потрясающая. Мы стояли с Иришкой ровно под ним, примерно как инспектор Пацци, и я что-то шептала, а этот шёпот мне сухо и гулко бил в мои же уши обратно, так что как-то было неловко и хотелось замолчать без всяких любимых итальянцами "Silenzio!", которые часто тут в храмах пускают по громкой связи, что меня лично коробит больше, чем гул туристов.






Ещё один дворик базилики - молитвенный. С розами. Часть кустов высотой метра в два там покачиваются кроваво-бордовыми головками роз. Кустики пониже - мелкие белые розочки. В Феврале!!! Прям под открытым небом. А ночью, между прочим, бывает и ноль, и пару-трйку градусов в минусе. Часть кустов обрезана до весны, и среди них торчит смешная табличка про то, что к ним нельзя прикасаться. Не знаю, кому это взбредёт в голову, они ж не на обочине, как видите.



Не все могильные таблички и памятники имеют внизу прах тех, имена которых на на них написаны. Например, вот флорентийца Леонардо да Винчи, как известно, приютил французский король Франсуа Первый и даже подарил ему замок Кло-Люсе, неподалёку от своего в Амбуазе. А похоронен Леонардо в спроектированной им при жизни совершенно очаровательной, отдельно стоящей, капелле замка Амбуаз - капелле Святого Губерта:





(эта конкретная фотография не моя, а честно взята у некоего автора П.М., тут:
http://www.geopoesia.ru/ru/foto/france/loire/poem10/foto212.html
...ибо в своих я почему-то не нашла, хотя точно где-то имею)

Хотя вначале его похоронили в амбуазском же монастыре Святого Флорентина,а чуть позже уже перезахоронили, и флорентийцы мечтают, что перезахаронят ещё разок, догадываетесь, где. Кстати, будете в Амбуазе и проголодаетесь, очень рекомендую в упомянутом монастыре пообедать - ничего подобного нигде больше не найдёте.
А тут, в Санта Кроче только вот это:



Эта вот мраморная табличка НЕ в базилике, а обнаружена мною случайно на прогулке:



Написано на ней, что это первый флорентийский дом бамбино по имени Галилео Галилей. Его отец перевёз семью из Пизы в намечтанную им Флоренцию, и гению было тогда 11 лет.



Конечно, Галилео Галилей похоронен в Санта Кроче. Мы с Иришкой по какой-то причине большую часть времени внутри посвятили именно ему. Аж примёрзли там к камням. Практичсеки дух его вызывали. Может, это он сам хотел с нами поговорить, предупредить о чём-то? А потом этот каменюка рухнул на Урале. В общем, тут явно было что-то специальное, но мы не поняли. Блондинки! Единственная ценная идея, которая пришла мне там в голову, что там, наверное, хорошо в жару - свежо и в воздухе сладковатый аромат трупов гениев витает.

Всё мы, конечно, там внутри не посмотрели, ибо в одной из часовен, где помещается музей шедевров Санта Кроче, застряв у темно-бурой фрески, изображающей посвящение в монахи, мне вдруг показалось что она живая и шевелится. Внятный знак, что пора уходить.

Вообще-то у Санта Кроче есть совершенно дивный сайт:
http://www.santacroceopera.it
Там есть уникальный исторический архив, где содержатся не только документы, книги и записи о всех, кто там родился, крестился, женился, умер и прочее, но и архив произведений искусства.

Очень интересно рассказал про свой Санта Кроче мой новый френд из Канады Андрей Антоновский:
http://andanton.livejournal.com/63979.html
Очень и очень рекомендую не полениться залезть и прочитать, много потеряете, если пропустите, клянусь!

Входной билетик стоит 6 евро. Экскурсия с гидом=10 евро, языки: английский и итальянский. Бесплатно можно пройти только на мессу, вот здесь обозначены секретные бесплатные входы и расписание:http://www.santacroceopera.it/it/Informazioni_IngressoFedeli.aspx Бенвенуто!
Tags: * МОЯ ДУША ФЛОРЕНЦИЯ *, музейное, немножко ИСТОРИИ
Subscribe

  • турист пошел!

    Стаями. А это значит, что... ...Через четыре дня в презентационном зале нашей Тюрьмы (=моей Школы Живописи!) будет установлена часть выставки…

  • вместо Бурано...

    ...я сегодня целый день орудовала хирургическим скальпелем. Снимала верхнюю пленку фона вокруг лепнины, если коротко. Хотя на самом деле это…

  • Главное в ТЕХНИКЕ РЕСТАВРАЦИИ

    Это небольшая высота, какие-то 10 метров. Вернее, 9,85 м. Имею ввиду уровень ног,то есть, "пол", вот который в дырочку и похож на тёрку.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • турист пошел!

    Стаями. А это значит, что... ...Через четыре дня в презентационном зале нашей Тюрьмы (=моей Школы Живописи!) будет установлена часть выставки…

  • вместо Бурано...

    ...я сегодня целый день орудовала хирургическим скальпелем. Снимала верхнюю пленку фона вокруг лепнины, если коротко. Хотя на самом деле это…

  • Главное в ТЕХНИКЕ РЕСТАВРАЦИИ

    Это небольшая высота, какие-то 10 метров. Вернее, 9,85 м. Имею ввиду уровень ног,то есть, "пол", вот который в дырочку и похож на тёрку.…