Elena Tikhomirova Zhejmò (elle_812) wrote,
Elena Tikhomirova Zhejmò
elle_812

Category:

спорим, не догадаетесь по картинке, о чём речь!



Томить не буду, сразу все карты раскрою. Но перед тем, как кликнуть, ну, хоть какая-то версия? М?


Рассказ будет про библиотеку!
Угадали? Скорее, нет, чем да?
))))))
Про библиотеку, потому что я обещала - тут:
http://elle-812.livejournal.com/574207.html

Сокол с бриллиантовым кольцом в клюве и с девизом «Seper» (лат. — «Всегда»)
изображен в витражах и прочих заметных и незаметных местах этой самой библиотеки...
...и был эмблемой Пьеро Медичи (1414—1469).
Сокол - символ непременной победы. Так что слово "Всегда!" рядом с ним можно было бы даже и не писать. Это еще и символ света, солнца и свободы. Силы. Символ царства, наравне со львом.

А почему первая картинка в мандаринах?
Потому что это сад этого самого Пьеро Медичи.
И не просто сад, а внутренний садик во дворе БИБЛИОТЕКИ Медичи!
Первой публичной библиотеки.



Точнее, библиотеки Лоренцианы (Biblioteca Medicea Laurenziana):
http://www.bml.firenze.sbn.it

Библиотека эта считается одним из основных мировых хранилищ рукописей-оригиналов.
Многих из них нет больше нигде, как здесь.
Всего 68 405 печатных томов, 406 инкунабул***, 4058 особо ценных книг шестнадцатого века, 11044 рукописей выдающихся мыслителей, крупнейшая итальянская коллекция египетских папирусов.
Всё это целиком увидеть, конечно, невозм.ожно, а также невозможно, как пару-тройку веков назад, каждому прикоснуться к старинным книгам, ибо тогда их не увидят наши пра-правнуки. Книги умеют стареть медленней людей, но всё равно не вечны. Поэтому устраиваются такие тематические выставки, под которые из фондов вынимаются соответствующие фолианты, выкладываются в витрины, и их можно посмотреть таким образом. Поскольку вход в библиотеку - из вот этого сада монастыря базилики Сан-Лоренцо, то и название ее соответсвующее, библиотека Лоренциана.

"...Лоренцо слывет знатоком классических языков, читает в оригинале греческие и латинские манускрипты. Его посланники отправляются на Восток, где разыскивают и привозят во Флоренцию древние рукописи, свитки и книги. В истории Лоренцо Великолепный останется и как создатель первой в Европе публичной библиотеки. Его собрание насчитывало около десяти тысяч рукописных и печатных книг. Подобной библиотеки не было нигде со времен Александрии. Она и по сей день носит его имя — Библиотека Лауренциана — и находится при соборе Сан Лоренцо. Желая чтобы молодежь могла изучать изящную словесность, Лоренцо обращает свое внимание на некогда известную во всей Италии, но пришедшую в упадок школу в Пизе. В 1472 году Великолепный решает сделать из нее первый тосканский университет и материально поддерживает возрождение старейшего учебного заведения. Затем он основывает университет во Флоренции, единственный на то время в Европе, где можно было изучать греческий язык. Византийские мудрецы и ученые, бежавшие на Запад после взятия Константинополя (1453), становятся в нем преподавателями. В 1488 году они осуществляют первое печатное издание произведений Гомера..."
(с)

Основал библиотеку дед Лоренцо. Но имя Лоренцо она получила именно за то, что он сделал ее публичной, народной. Он и во дворец свой пускал жить художников, скульпторов, писателей и поэтов, избавляя их от бытовых забот и проблем.

Любопытно посмотреть на первый читальный зал для публики. Хоть он и для народа, а паркет и скамьи-читальни в нем, а также резной потолок, изготовлены из ореха, и притом не просто так, а по проекту Микельанджело.






Эти скамьи одновременно являлись и столами такими наклонными. Я себе представила - очень удобно и читать, и писать. И даже с планшетом удобно, наверное, было бы. Только лаптопу нужно, чтоб была горизонтальная поверхность.
А вот деталь - на торцевой части скамей каждого ряда - навечно выжженный каталог библиотеки, и он до сих пор по этой системе и содержится.









А еще, чего я нигде пока не встречала, ГОБЕЛЕНЫ (!!!), имитирующие колонны и прочие архитектурные "излишества", опять же, сочинённые Микельанджело.



И лестничка необычная фигурная -- тоже его произведение. И тоже вначале он хотел, чтоб она была ореховая, но она стала каменной.
http://www.bml.firenze.sbn.it/it/visita.htm#Vestibolo

Каменный мозаичный пол - тоже его проект, а исполнил тоже не кто-то, а Бартоломео Амманати.



Это я нечаянно попала на урок литературы флорентийских школьников:



Окна народной библиотеки все витражные. Оригинальные. Там, где секция или стёклышко заменено на копию, очень хорошо видно, и это обозначено.






Витрины с книгами и рукописями показывать не буду, ибо неблагодарное это дело - снимать через витрины, они получаются максимум такими:


Это Пентология Низами XVI-го века, дар библиотеке некоего шаха-падишаха Мустафы. С которым я не знакома.

Зато я покажу печатный станок, который тут же в библиотеке находился. Вокруг него - целые стеллажи арабских шрифтов. Лоренцо Великолепный отправлял экспедиции на Восток, откуда привозились редкие книги и рукописи, здесь во Флоренции, прямо в библиотеке набирались и печатались, а также переводились на латынь и греческий, как официальные языки грамотности. Ну, и на итальянский. Чтоб было!






Из того, что доступно обычному туристу, купившему билетик, там есть ещё такая элегантная ротонда в классическом стиле, называется Трибуна дЭльчи (Tribuna D'Elci).
Изготовлена ротонда якобы специально для библиотеки флорентийского патриция и библиофила Angelo Maria D'Elci, потому и названа его именем. Хотя, конечно, это не так, ибо этот зал был начат больше, чем за сто лет до этого человека. Но все книжки, что вы видите в шкафах, так и стоят на полках с тех пор. А зал - "живой", в нём проводятся всякие даже пресс-конференции, ну и заседания всяких учёных.






Здесь можно взглянуть на тематический список каталогов:
http://www.bml.firenze.sbn.it/it/fondi.htm
...а более ценные рукописи идут отдельным каталогом, который тоже можно найти на том же сайте библиотеки.

Есть ещё и специальный архив. Но я в нём не работала пока, потому как, кроме музейно-туристического интереса, с моим нешироким запасом знаний и языков мне, наверное, там делать нечего. Эх. А кто-то ведь там дышит тамошней книжной кожей. Да, все тогдашние книги делались именно из кожи, и не только обложки и переплет, но и все страницы.

БЕНВЕНУТО, как говорится!

Tags: * МОЯ ДУША ФЛОРЕНЦИЯ *, МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ, ТУРИСТУ на заметку, музейное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments