Elena Tikhomirova Zhejmò (elle_812) wrote,
Elena Tikhomirova Zhejmò
elle_812

Il mare senese...

...или
Море Сиены.

На самом деле, никакого моря в Сиене нет. И вообще, этот город построили на холме, где даже у его подножия не водилось никакой воды. Несколько веков подряд, пока две тысячи четыреста лет назад сюда не пришли галлы, тут водились этруски. Но галлы поняли, что без воды и ни туды, и ни сюды, не вынесли испытанья и ушли. Однако, у этрусков была такая судьба, что всё равно пришли римляне... дальше - всё, как по накатанному. Сегодня, хоть воду туда и провели в итоге, но всё равно в сенезской прессе самая популярная реклама - средства от облысения. И если вам придётся там задержаться или вдруг зачем-то мыть голову, не говорите, что я вас не предупредила - пользоваться надо исключительно водичкой купленной, из бутылки...

Впрочем, я всё равно влюбилась в этот оранжево-золотой городок с первого взгляда.
Вы же знаете песню "Орррррранжевое мооооре, оранжевое неееебо, оранжевое солнце..."
Это про Сиену, я уверена. Верблюдов, правда, здесь нет. Зато есть лошади!
Это лошадиный городок. Застрявший в средневековье. Взаправду, а не только для туристов.
Я не знаю, где ещё можно, гуляя, внезапно упереться в тупик с дверью, из которой внезапно выходит суровый мужчина и начинает чистить металлический рукав от рыцарской амуниции!



...Или где ещё такое может быть, что на бельевой верёвке сушатся с десяток двуцветных оранжево-розовых готических штанов всех размеров, явно всех членов семьи мужского пола...









Сначала звенит колокол Екатерины.
Без пяти шесть. Утра. Потом - Святого Доменика - минуты через три. Потом - на холме, потом - на Эль Кампо, и, каскадами- переливами по всему городу и окрестностям, будто остальным звонарям стало стыдно, что они проспали. Но меня разбудил на час раньше петух. Это потом я узнала, что некоторые недоверчивые к магазинной еде тут держат курятники. Или козу. В городе!






Но я никак не хотела ехать в эту Сиену.
- Ну, приезжай, Сиена волшебная, тебе понравится, ты же так недалеко. Мы отдыхаем в деревушке недалеко от неё, на вилле, и если приедешь, мы непременно приедем в Сиену, посидим в кафешке вместе. На площади, например. Только нам лучше в среду если....
Прекрасно. Если я "так недалеко", то почему мне надо ехать в какую-то Сиену? И такая жара. По периметру флорентийской кофейной террасы у тротуара крутились флорентийские вентиляторы, а из них время от времени брызгало и превращалось в приятный флорентийский пар. Я остановилась и подставила лицо под это прохладное облако. Девица за столиком посмотрела на меня с опаской и переместила свою сумку на противоположный стул.
- Buongiorno! - Официант, в отличие от девицы, меня не боялся, а, наоборот, флиртовал, и довольно искренне. Просто удивительно, как они это умеют. Вот, например, в Париже в Латинском квартале тоже стоят зазывалы в рестораны. Но, понятно, в настоящие парижские рестораны никто не зазывает, туда по доброй воле ходят. Если, конечно,не это арабы, греки, турки того самого латинского квартала, изображающие французов - они улыбаются так, что Станиславский точно бы не поверил, и пытаются произнести пару фраз на твоём языке: "Привьет, очшын вкусна!" Конечно, когда за день и каждый день перед ними проходят толпы со всего мира, от вездесущих голландцев до почти антарктидцев, поневоле выучишь все эти "Ни-хао!", "А-ли-га-то!", "Да-свпызданья!"
А эти итальянцы так талантливо кокетничают с прохожими и рассказывают про сегодняшнюю пиццу, что хочется аплодировать. Или, как минимум, зайти. Главное - не поддаваться этому коварству. Потому что спектакль должен оставаться спектаклем - нельзя становиться клиентом клиента, так учат маркетологи, и это мудро. Но каждый совершает свои ошибки сам. Пицца у них - как пицца. Я пару раз что-то подобное делала, когда в доме совсем никакой полноценной еды не оставалось - собрала всё, что нашлось, взбила муку с маслом и яйцом, жиденько её размазала по сковороде, сверху накидала это "нашлось", посолила, посыпала зеленью, сыром, и через несколько минут могла запивать вином.
Столик был крайним, а вся терраса - на таком деревянном помосте-сцене. По краю - оливковые "подростки", какие-то фонари, а у подножия одного из них - начатая бутылка минеральной воды, к которой время от времени прикладывалась девушка снаружи, сменившая парня-зазывалу. Француженка-блондинка трёх лет то и дело опрокидывала своей вознёй эту бутылку, подползала и ставила её на место, а потом всё повторялось. Вся её многочисленная семейка трапезничала, а она никак не хотела свой кусок пиццы, даже под сюсюканья официанта.
- Пицца "Маргарита" - бест! - приставала к проходящей мимо паре девушка в слишком узкой чёрной юбке с немного разошедшимся швом на молнии сзади и дешевенькой рубашечке. Но у неё такой искренней улыбки и любви, как у парня, что меня сюда затащил, не выходило. Она грустно отошла с тропы войны к поставленной вертикально малышкой бутылке.
- Как вас зовут?
- Мария.
- Вы итальянка?
- Нет, я из Румынии. - Она покраснела.
- Вы очень красивая. И очень красивая коса!
- Спасибо. - Она покраснела ещё больше, но, кажется, зато появился энтузиазм, и она с более свободной улыбкой пошла уговаривать пятерых японцев, которые взялись изучать меню. И вполне даже удачно. Я ей подмигнула. Она мне тоже.
- Ну, как это было? Хотите десерт или сыр? - Мой официант пел какую-то неаполитанскую песенку, я его хвалила, но говорил он со мной по-французски почему-то, хотя я ни слова по-французски не произнесла, и все старалась по-итальянски.
- Я не француженка, я русская.
- Правда? Нет! Русские не такие! Вы не похожа на русскую. Я умею по-русски немножко. Вот - йа тибйа лублу!
Смешно. Расхохоталась от души. Кстати, он не первый меня "лубит", почему-то французы учат из русского языка первыми словами "зразвуите", "какдила" и матерное, а итальянцы - "йа тибйа лублу" или "майа девучка жывйот в расьии".
- А какие же они, русские, тогда? - спрашиваю его.
- Ну, они блондинки. И у них сумки "шанель" и "луис вьюттон". И они всегда с мужчинами своими страшными и плохо одетыми.
- Согласна, сумки должны быть итальянскими, тут они неправы. И мне тоже больше нравится, как одеваются итальянские мужчины, а не русские. Но просто в России не так много богатых, как вам тут кажется, и у них нет денег на итальянскую обувь, сумки и одежду.
- Как это? Россия очень богатая! И там все богатые. Очень. Вот у моей мамы нет сумки Луиса Вьюттона, как у всех русских женщин, это нам очень дорого.
- Понимаю. Значит, вы живёте до сих пор с мамой?
- Я самый младший, и ей очень одиноко. Я не могу её оставить одну. Десерт?
- Нет, спасибо, счёт, пожалуйста. Нет, ещё один кофе и счёт. И воды, пожалуйста, стаканчик.
- Газированной или натуральной?
- Питьевой, из-под крана, - но это я уже шучу, издеваюсь, даже не глядя на реакцию, ибо уже знаю, что в Италии это нереально.

Красно-белый гладко-мраморный пол вокзала молниеносно менял звук колёсиков чемоданов. Въехав с камней с одной стороны и с асфальта с другой стороны, они сразу же затихали и начинали нежно шуршать, в худшем случае. Беспорядочные струи пешеходов рассекали на ровные ручейки металлические решётки-заборчики. В вокзал все входили уже стройными шеренгами. У каждого из билетных автоматов стояло по нескольку человек, переминаясь и глядя на часы. Я пошла в билетные кассы - там тоже есть парочка безруких джек-потеров, и один оказался свободным. И, к счастью, со щелью для наличных. По-итальянски автомат был беззвучным, а по-французски вопил на всю ивановскую, вслух, позоря меня безжалостно... Ближайший поезд на Сиену был в 13:10, то есть, через полчаса, и стоил 16 евро. И мой полтинник автомату никак не нравился, он его выплёвывал. Зато его хотела румынская цыганка. С трудом наскребла железной мелочи - после десятой монеты весь "джек-пот" выплеснулся обратно звонким грохотом. Цыганка не отставала. Странно, кстати, что во Франции они по-французски не говорят и всем талдычат: "Ду-ю-спик-инглиш?" А тут она плотно рассказывает, какие у неё больные дети, по-итальянски, будто закончила патриса лумумбу.

Тосканские пейзажи и вправду похожи из вагонного окна на картинные. С этими горбами холмов, полосами виноградников и зубьями кипарисов...





...Разве что в Провансе и Бургундии они как-то сочнее. И мусора и заброшенности вдоль железной дороги во Франции меньше, она более чистенькая и более яркая...

Итак, в Сиене нет моря. И вообще, не могу взять в толк, как могло прийти в голову основать город там, где нет никакой воды, не только в виде моря или реки, но и малюсенького хотя бы источника. Всё, что восхищает в этом оранжево-золотом городке, существует не благодаря, а вопреки. Даже угрюмость и воинственность его жителей - вопреки тосканскому солнцу, непонятно откуда взявшимся нескольким морским соснам у храма-громадины, ожерельям кипарисов на склонах вокруг, монтепульчанскому и санжиминьянскому вину, .....
Зато сама Сиена похожа на море. Оранжевое. Как в той детской песне.



Вместо оранжевых верблюдов здесь оранжевые домики, оранжевые апельсины и мандарины - тут считается, что если в доме их нет, то это настоящая катастрофа. Да - и масло! Их должно быть, минимум, два - оливковое и мандорлы. Оливковое - внутрь, мандорла - наружное. Про наружное узнала случайно. У меня лицо пошло пятнами после очередного дерматита, и паренёк в аптеке - такой, больше похожий на тракториста из шолоховского романа, чем на итальянского аптекаря - сказал, краснея:
- У нас есть масло сборное от шрамов и вот этого, что у вас на лице, очень быстро залечивает, никаких следов.
А я подумала, чего это он краснеет, и решила задать наводящий вопрос:
- А из чего это оно "сборное" что там главное, что залечивает?
- Ну, там внутри розовое масло, льняное, арники, масло мандорлы... - И он ещё назвал целый невоспроизводимый моей памятью список. - И оно затягивает даже старые шрамы. Но нужен грамотный массаж, - и он опять покраснел.
- А какое из этих масел самое магическое?
- Мандорлы, коненчо.
Маленький шестидесятимиллилитровый пузырёк панацеи стоил 46 евро. Я подумала и взяла 125 мл мандролы за девять. Прочую магию отложила на потом.
- Сегодня в крепости рок-концерт, - добавил зачем-то аптекарь на прощанье. Сиенскую крепость я пока не видела. И в темноте она показалась необъятной и непонятной. Туристы, как заблудившиеся зомби, остались бродить по кирпичным лабиринтам "виале" Сиены, разрешенных для них, а я влилась в потоки явно местной молодёжи, одетой лохмотья, а также точно местных стариков в накрахмаленных рубашках и галстуках-бабочках. Решила идти за ними. Они шли уверенно, как домой, а я чувствовала себя как бы в плену и точно не знала, куда иду. На переднем плане я видела, конечно, ров, мост, ворота, бастионы, дорожки, а вело всё это в неизвестную темноту. Концерт ещё не начался, но на фоне средневековых стен громоздились металлические "леса" с прожекторами, движущимися камерами, лесенками. Сцена тоже, кажется, была металлической, и всё было как в репортаже с фестиваля в Сан-Ремо. Ни один турист в Сиене, даже голландский, про это был не в курсе. До города лишь иногда доносилось эхо либо со стадиона, либо отсюда. Пёстрые колонны в шортах и свежекупленных флорентийских шляпах лишь замирали и прислушивались к странным звукам, не похожим ни на привычный тут грохот барабанов, колоколов, либо очередной боевой хор очередной контрады...

Что было дальше, может, расскажу потом. Может быть.
А пока - просто мои фотозарисовки этого оранжевого лошадиного города.
Могу про каждый снимок целую историю рассказать. Потому что они со мной тут случались.
Но я итак, наверное, слишком много букв тут налепила? Мммм?
Кстати, вопрос: надо ли подписывать, что есть что на фотографиях? Или: кто знает, итак знает, а кто нет, всё равно ни о чём не говорит??































































































































































Ещё?!

пс
для новичков: все снимки в этом журнале - моего изготовления (это намёк!)
Tags: * МОЯ ITALIA"
Subscribe

  • судьба моей улитки...

    ...оказалась весьма трагичной. Нет, она не попалась в клетку, как кто-то пропечатал это на одной флорентийской стене. Это было бы совсем не…

  • Так вот! - 2

    Как спастись? "...оказавшись в токсичной среде - свести к минимуму контакт с ней. По возможности не участвуйте в бессмысленных дискуссиях «о…

  • ))))))))))))

    "Мнение автора является его личной точкой зрения". (газета "Ведомости")

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

  • судьба моей улитки...

    ...оказалась весьма трагичной. Нет, она не попалась в клетку, как кто-то пропечатал это на одной флорентийской стене. Это было бы совсем не…

  • Так вот! - 2

    Как спастись? "...оказавшись в токсичной среде - свести к минимуму контакт с ней. По возможности не участвуйте в бессмысленных дискуссиях «о…

  • ))))))))))))

    "Мнение автора является его личной точкой зрения". (газета "Ведомости")