Elena Tikhomirova Zhejmò (elle_812) wrote,
Elena Tikhomirova Zhejmò
elle_812

Categories:

Fratello.....

Признайтесь, кто из вас знает, кто такой Фра Анжелико?

Fra Beato Angelico, он же - Guido di Pietro (1400—1455).
"Fra" - это сокращенное от "фрателло", что значит "брат" по-итальянски. То есть, "монах".
Если в двух совсем словах - он СОЗДАВАЛ ФРЕСКИ.
Чуть ли не лучшие в мире. Но особенно его отличает от всех остальных то, что он единственный, кто додумался их рисовать ПРЯМО В КЕЛЬЯХ братьев! Обычно это что-то типа тюремной камеры, без всяких архитектурных и прочих излишеств. То есть, совсем. А фрески - это для храмов и домов всяких богатеньких буратин. А тут, в монастыре, где он жил, этот странный человек каждую практически келью изукрасил живописными картинками библейских историй. То ли его пустые стены раздражали, то ли руки были с особым зудом, то ли ещё что, но ни до, ни после него никому этого не позволялось даже и подумать.


Я вот ни из одного курса ни одной, ни школьной, ни университетской программы самого лучшего в мире образования ничего этого не знаю.
Не знала.
Пока не погрузилась во Флоренцию.
И не только это, но и много других великих имён, стала вокруг слышать и видеть. И оказалось, что их стыдно не знать. Особенно этого Фра Анжелико. Но - не знала и жила себе спокойно.
Первым это имя упомянул при мне портье первого моего флорентийского отеля, почти год назад. Этот человек оказался скульптором, подрабатывающим по ночам. Я понимала процентов десять из того, что он говорил. Потому что говорил он ТОЛЬКО на непонятном мне тогда итальянском языке. Он спрашивал, а была ли я там или этам, видела ли то или это, и всё в таком духе. И когда в его речи проскакивали имена и названия, я просила его записать мне это на бумаженции, а потом тайно общалась с моим троюродным братом - Гуглем...

Так я узнала, что этот Ангельский Брат - гениальный художник Средневековья. Конца темного Средневековья и начала светлого. Вернее, Раннего Возрождения.
И так он у меня появился на слуху. Во Флоренции это имя не является только именем для специалистов, художников и искусствоведов. Все, через одного, через двух-трех, стали мне твердить, что я полжизни потеряла, раз не видела "ангельские" фрески. Что надо идти в монастырь Святого Марка, раз я тут, либо съездить в пригород Флоренции в монастырь Святого Доменико.
А я себе думаю - ну, посмотрю я их, и что я там пойму? В этом городе фрески не только в храмах и на каждом углу, но и во дворах и подворотнях, и даже в дешевых молодежных хостелах с раскладушками и рюкзаками. Я люблю, когда они просвечивают своими облупленными выцветшими пазлами из-под множества слоёв штукатурки. Люблю фантазировать, что там могло быть нарисовано в тот самый-самый первый раз. Не люблю, когда они ярко-новенько отреставрированы, как дешевые детские раскраски. Но, конечно, понимать я в них понимаю только на уровне "нра...-ненра...". К тому же, кто-нибудь меня тоже, может, поймёт, что после некоторого количества мадонн, младенцев и святых, непрерывным потоком мелькающих перед глазами повсюду, наступает некоторая передозировка. Поэтому решила вначале начитаться всякого, а потом уже идти смотреть, как оно "вживую". И тоже - как понять, куда идти вначале, в какой из монастырей? Где больше охать и ахать? Так я и ходила кругами вокруг да около монастыря Сан Марко - он у меня тут рядом, на круглой площади с мужиком в центре. Там университет, крупная развязка автобусов, поворот к русскому магазину...

Адрес сего монастыря: Piazza San Marco 3.
Это единственное на площади здание с фасадом в стиле барокко.
uVVRc302dNg
Но на самом деле, в этом стиле только фасад церкви, храма. Сам же монастырь - это огромный комплекс зданий и садов, занимающих целый квартал. Помимо церкви, там музей, непосредственно общежитие братьев, часовни, колокольня, сады, аптека, в том числе АЛХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (La Farmacia di San Marco, в которой изобретены желудочный эликсир и розовая вода - L'Elisir stomatico /1498/, L'acqua di rose /1700/), всевозможные мастерские, церковная школа, музыкальная школа монастыря, библиотеки, оратория и многое другое. Собственно, именно библиотека первой получила ренессансное оформление, и даже появилось выражение "ренессансные библиотеки"!!!... "С улицы", в роли туриста, можно попасть в сам храм и в музей. А если есть желание посмотреть верхние этажи с кельями, расписанными Фра Анжелико, то надо приходить до обеда, до 13:00, до 13:30, в некоторые периоды года до полудня.

Я долго не решалась туда пойти, да и, честно сказать, всё думала: "Ну, не посмотрю я еще сотню Мадонн, подумаешь, потеря!" Да и что я, монастырей, что ли, не видела! Но внутри там оказалось вовсе не так, как себе представляла, плюс некоторые сюрпризы. Да, монастырь как монастырь, такая добровольная тюрьма. Но мне в нём показалось больше от атмосферы библиотеки. И чего-то ещё очень знакомого, но я так и не поняла, чего. Много воздуха там. Пространства. И - тайны.
DSCN0062

DSCN0076

Всегда ли там так, или это в мой визит так вышло, но там группками, ОТ КЕЛЬИ К КЕЛЬЕ, ходят юноши и более зрелые дяденьки в сутанах - один в сутан балахоне с воротничком-стойкой, а с ним несколько мальчишек лет 12-ти. Фрателлы. Но - французские. Я аккуратненько за ними ходила и немножко подслушивала, радуясь, что понимаю французский лучше итальянского.

Вот он, почти бесконечный коридор келий. Бесконечный - потому что замкнутый, по периметру здания, в центре которого один из садов.
DSCN0032

DSCN0043

DSCN0054

Обещанные расписные кельи-камеры неугомонной руки Фра Анжелико. Фактически - колыбель, или даже родильные палаты Возрождения!
DSCN0047

DSCN0049

DSCN0044

DSCN0051

DSCN0039

DSCN0030
Много их там, этих "бытовых" фресок, все сюда не поместятся.

А это одна из ризниц, расписанных Фра Анжелико:
DSCN0018

...она интересна тем, что на ней имеется АВТОПОРТРЕТ художника, собственной персоной:
DSCN0017

Вот вы меня то и дело просите - а дай ссылку по-русски (!!!) в интернете, чтоб доказать, чтоб ты права.
Окей, залезаем в интернет, набираем в гугле по-русски "Фра Анжелико", и он нам выдает больше миллиона ссылок (1 030 000) за 0,40 секундочки.
И что?
Почти всюду читаем одни и те же куцые текстики, а также одни и те же скропированные ошибки. Например? А вот вы всюду читаете, что этот человек родился "в местечке Муджелло". Это пишут так называемые маститые искусствоведы с кучей регалий, и притом, приводя в скобках это название по-итальянски, тоже фальшивят и приводят абсолютно несуществующее нигде названье. Ну, вы им и верьте. А я вам говорю: Муджелло - не "местечко", а региончик целый, с кучей деревушек, городков, городов и "местечек". Впрочем, одно местечко там носит имя Муджелло, и это автодром, где просходят испытания "Формулы-1" и, вроде бы, мотогонки, и это новое "местечко", получившее имя региона. Все дела. Штука, что неизвестно уже сейчас, где, как и даже когда родился живописец Фра Анжелико. Приводя его биографические данные, трезвые и нормальные люди ориентируются не на интернет-ссылки (ну, не было тогда интернета, простите уж!), а на реальные источники (интернет-ссылки источниками не являются!!!). В случае с Фра Анжелико - на энциклопедию биографий, написанную Джорджио Вазари (http://vasari.sns.it/consultazione/Vasari/indice.html). Собирал он факты сам лично, вручную, вернее, даже вножную, пользуясь личными интервью со старожилами и не очень, и у него не всегда была возможность получить достоверные и непогрешимые цифры и факты. В том числе и по причине человеческого фактора. Простим ему это. Так вот, нет точного места рождения Фра Анжелико. Где-то в тех местах. Места и вправду волшебные. Оттуда и Медичи родом тоже. И там есть волшебное озеро, и много чего, но про это потом.

Засим, из популярных текстов на эту тему мне больше всего нравится то, что написал мой взаимный френд из Канады, вот тут:
http://andanton.livejournal.com/63015.html
Просто, внятно, интересно.
Там вычитаете массу того, чего не нашли у меня.

Итак, в третьем томе энциклопедии Вазари есть глава "Fra' Giovanni da Fiesole pittore". Это как раз и есть очерк про Frate Giovanni Angelico da Fiesole. В нём биографических данных - только о дате смерти, и много страниц занимает просто список того, что написал этот "выдающийся художник и миниатюрщик" ("eccellente pittore e miniatore"), а также как, куда, зачем он рисовал и где это хранится, в каких кьезах-монастырях. Вернее.... Хранилось - во времена Вазари! Потому что сейчас эти произведения хранятся совсем в других порой местах, если они вообще уцелели.

Также читаем у великих русских искусствоведов, что "Монастырь Сан Марко во Флоренции превращен теперь в музей Фра Анжелико".
И да, и нет.
С тем же успехом можно сказать, что это музей Савонаролы. А также - музей Фра Бартоломео. Там целая коллекция личных вещей Савонаролы (чётки, крест, пояс, обрывки одежек.... красивый стол!), хотя он и не должен был ничего иметь. А также вдруг мне стало ясно, что он был очень уважаемым. Загадочная и неоднозначная личность.

Монастырь Сан-Марко основан предположительно в XIII веке. На месте другого монастыря, который вообще неизвестно когда построили. Говорят, она там был всегда ))))
Факт тот, что в 1437 году глава Флорентийской республики Козимо Медичи попросил архитектора Микелоццо украсивить и перестроить монастырь. В результате появилось много всякого - апельсиновый сад, роскошные аркады Святого Антония вокруг сада, по периметру которого на втором этаже - галерея келий монахов, красивенная библиотека с колоннадой в античном стиле, ораторий, капелла, а также масса того, что скрыто от глаз, но являллось на тот момент настоящей инженерно-технической революцией в смысле воодотвода, водопровода и прочих премудростей.
DSCN0028

DSCN0025

Потолок, плафон то есть, он же soffito по-итальянски. Деревянный. Расписной, "тромп-л-ёй".
DSCN0056

DSCN0057

И напоследок - па-ба-бабааааммммм! - главное, что интересует меня в монастырях!!! Лигатурные мастерские. Конечно, это рано об этом еще тут говорить, но это именно то, чем я по большей части тут занимаюсь - изучением истории этих мастерских. Хотя я, вроде, бы, уже об этом упоминала в какой-то записи.
Это старинное флорентийское искусство - делать книги. И, конечно, я постепенно буду об этом рассказывать. Но пока не очень считаю себя вправе. Особенно если учесть, что я обещала не трепаться особо пока - обещала тем, у кого я все это выспрашиваю , у кого учусь, кто мне помогает и с кем общаюсь. Но вот она, моя страсть - этот запах старинных переплётов, отлив средневековых чернил на вензелях, шершавость тонкокожаных страниц, секреты мудрёных книжных замочков....
DSCN0065
Конкретно эта "книжица" называется "кодичи" - громадный сборник хоралов, если одним словом на русский перевести.

Размерчик у этих книжек вот такой:
DSCN0067

...а это они внутри:
DSCN0074
Это они ещё пока не печатные, а сделанные и написанные целиком от руки, настоящей флорентийской каллиграфией, настоящими флорентийскими чернилами, которые за последние пятьсот лет не потеряли яркости, и на настоящем флорентийском кожаном пергаменте. Это целое искусство. А история этого искусства - цепь настоящих драм и детективов! И Фра Анжелико изо дня в день, почти впроголодь и в аскетическом режиме (а вернее, почти без него!) выводил такие вот миниатюры в "кодичах" и книгах. Целющую библиотеку навыводил. Без всяких поляроидов и компьютеров. Пёрышком - по телячьей и козлёночковой коже. А когда хранитель запирал библиотеку и мастерские, этот Фра буквально лез на стены! Теперь на них фрески от этого!

Вот что написал про этого удивительного фрателло Николай Гумилёв:
Фра Беато Анджелико
В стране, где гиппогриф веселый льва
Крылатого зовет играть в лазури,
Где выпускает ночь из рукава
Хрустальных нимф и венценосных фурий;

В стране, где тихи гробы мертвецов,
Но где жива их воля, власть и сила,
Средь многих знаменитых мастеров,
Ах, одного лишь сердце полюбило.

Пускай велик небесный Рафаэль,
Любимец бога скал, Буонаротти,
Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.

Но Рафаэль не греет, а слепит,
В Буонаротти страшно совершенство,
И хмель да Винчи душу замутит,
Ту душу, что поверила в блаженство

На Фьезоле, средь тонких тополей,
Когда горят в траве зеленой маки,
И в глубине готических церквей,
Где мученики спят в прохладной раке.

На всем, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да, не все умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, — совершенно.

Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, —
Куда он едет, в церковь иль к невесте?
Горит заря на городской стене,
Идут стада по улицам предместий;

Мария держит Сына Своего,
Кудрявого, с румянцем благородным,
Такие дети в ночь под Рождество
Наверно снятся женщинам бесплодным;

И так нестрашен связанным святым
Палач, в рубашку синюю одетый,
Им хорошо под нимбом золотым:
И здесь есть свет, и там — иные светы.

А краски, краски — ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освященном масле.

И есть еще преданье: серафим
Слетал к нему, смеющийся и ясный,
И кисти брал и состязался с ним
В его искусстве дивном… но напрасно.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Tags: * МОЯ ДУША ФЛОРЕНЦИЯ *, музейное, немножко ИСТОРИИ, про красоту
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments