Elena Tikhomirova Zhejmò (elle_812) wrote,
Elena Tikhomirova Zhejmò
elle_812

Categories:

Истребление боли. Иван Иллич.

Оригинал взят у natashav в Истребление боли. Иван Иллич.
Глава из книги "Границы медицины. Медицинская Немезида."

Буду выкладывать по частям, по мере того, как буду переводить. У меня не хватит терпения ждать, пока я переведу все, тем более, что почти каждый абзац может существовать как независимое произведение мысли. Оригинал и очень ценные сноски.

Если что-то выделено жирным, это мое выделение, не Иллича. Остальные курсивы и пр. - авторское, не мое.

Истребление боли. Иван Иллич. 1.
Истребление боли. Иван Иллич. 2.
Истребление боли. Иван Иллич. 3.
Истребление боли. Иван Иллич. 4.


Истребление боли.

Когда космополитная медицинская цивилизация колонизирует любую традиционную культуру, она изменяет переживание боли.1 Один и тот же вид нервной стимуляции, назовем его «ощущение боли», приводит к явно различному переживанию, которое будет зависеть не только от характера человека, но и от культуры. Это переживание, отличное от самого ощущения боли, подразумевает исключительно человеческое поведение, которое называется страдание.2 Однако, медицинская цивилизация склонна превращать боль в технический вопрос, тем самым лишая страдание характерного для него личного смысла.3 Люди разучиваются принимать страдание как неизбежную часть своей сознательной способности справляться с действительностью и учаться истолковывать любую боль как признак того, что их нужно холить и лелеять. Сталкиваясь с болью, расстойством и смертью, традиционные культуры рассматривают их как задачу, которая требует решения со стороны человека в состоянии стресса; медицинская цивилизация превращает боль и смерть в требования, которые люди выдвигают к экономике, в проблемы, которые можно решить или произвести искоренение проблемы.4 Культуры – системы значений, космополитная цивилизация – система технических приемов. Культура делает боль терпимой путем ее интеграции в значимую ситуацию, ситуацию, которая имеет смысл; космополитная цивилизация отделяет боль от субъективного или межсубъектного контекста, чтобы уничтожить ее. Культура делает боль терпимой, т.к. рассматривает ее как необходимость; невыносима лишь та боль, которая кажется излечимой.

Несметное количество добродетельных качеств выражают разные аспекты мужества, которое традиционно позволяло людям распознать болезненные ощущения как брошенный вызов и, соответственно, формировать свои переживания. Терпение, выдержка, мужество, обреченность, самообладание, выносливость и смиренность показывают спектр разнообразных реакций на то, как люди встречают боль, преображают ее в страдание, и как они переживают боль.5 Долг, любовь, восхищение, режим, молитва и сострадание помогали переживать боль с достоинством. В традиционных культурах каждый был ответственен за свое поведение во время горя или после пережитой физической травмы.6 Боль рассматривалась как неизбежная часть субъективной реалии своего тела, в которой каждый находится постоянно, и которая постоянно формируется под влиянием сознательной реакции на нее.7 Люди знали, что им надо самим исцелять себя,8 самим справляться со своей мигренью, хромотой или горем.

Боль, которая причинялась людям, ограничивала издевательства человека над человеком. Эксплуатирующее меньшинство продавало алкоголь и проповедовало религию для того, чтобы притупить своих жертв; рабы пристрастились к блюзу и жеванию коки. Но наступал тот переломный момент эксплуатации, когда традиционные экономики, построенные не ресурсах человеческого тела, приходили в упадок. Любое общество, в котором причиняемые лишения и страдания становились «нестерпимыми» для данной культуры, не могло существовать дальше.

Сегодня все большая часть всех проявлений боли создается руками человека. Это побочный эффект стратегии для развития промышленности. Боль перестала быть «естественным» или «метафизическим» злом. Боль стала социальным бедствием. Для того, чтобы не дать «массам» быть бедствием для общества, когда они мучаются от боли, индустриальная система поставляет им медицинские обезболивающие. Таким образом боль превращается в спрос на все больше лекарств, больниц, медицинских услуг, и другую продукцию обезличенной коропоративной заботы, а также выливается в политическую поддержку дальнейшему росту корпораций, не взирая на человеческие, социальные и экономические затраты. Боль стала политической проблемой, которая породила растущий как снежный ком спрос самими потребителями анестезии на искуственно вызванную бесчувственность, неосознанность и даже бессознательность.

Традицинные культуры и технологические цивилизации исходят от противоположных предпосылок. В каждой традиционной культуре психотерапия, система верований и средства, которые нужны для того, чтобы выдержать самую сильную боль, встроены в каждодневное поведение и отображают убеждение о суровой действительности и неизбежности смерти.9 В антиутопии 20 века необходимость переносить мучительную действительность внутри или вокруг истолковывается как провал социо-экономической системы. Боль рассматривается как экстренные чрезвычайные обстоятельства, с которыми надо справляться при помощи чрезвычайных мер.

Качество и количество переживаемой боли, которое возникает в результате поступающих в мозг болевых сообщений, зависит от генетической наследственности 10 и, как минимум, четырех функциональных факторов помимо врожденной сущности человека и силы стимула, а именно – культуры, тревожности, внимания и толкования. Все это формируется под влиянием социальных факторов, идеологии, экономической структуры и социального характера. Культура постановляет, кому надо стонать, когда рождается ребенок: матери, отцу или им обоим. 11 Обстоятельства и обычаи обусловливают уровень тревожности того, кто переносит боль, а также сколько внимания он уделяет телесным ощущениям.12 Воспитание и система взглядов определяют какое значение придается телесным ощущениям и влияют на степень ощущения боли.13 Часто народные суеверия волшебно помогают избавиться от боли лучше, чем элитная религия.14 Условия, в которых происходит болезненное событие, определяют как легко человек перенесет боль: повреждения во время оргазма или во время героического подвига часто вообще не ощущаются. Раненые во время битвы под Анзио (прим.переводчика. во время Второй мировой войны), которые надеялись, что их отправят домой как героев, и им больше не надо будет воевать, отказывались от уколов морфия. Эти же солдаты считали бы, что без морфия им никак не обойтись, если бы похожие повреждения были нанесены стоматологом или на операционном столе.15

По мере медикализации культуры, социальные определяющие факторы боли искажаются. В то время как культура осознает, что боль это внутренняя, сокровенная и непередаваемая «антиценность», медицинская цивилизация сосредотачивается на боли как системной реакции, которую можно засвидетельствовать, замерять и контролировать. Только заметная стороннему наблюдателю боль может стать диагнозом, которому требуется определенное лечение. Такая объективизация и количественный анализ боли заходит так далеко, что медицинские трактаты описывают мучительные болезни, болезненные операции и состояния даже тогда, когда пациенты говорят, что у них ничего не болит. Боль требует методов контроля врачом, а не подхода, который бы помог самому человеку быть ответственным за свое переживание.16 Медицинская профессия судит, какая боль достоврена, у какой боли физическая, а у какой психическая причина, какая боль надумана, а какую боль симулируют.17 Общество признает и поддерживает такие профессиональные суждения. Сострадание становится старомодной добродетелью. Человек, у которого болит, оказывается в ситуации, когда у него остается все меньше и меньше социального контекста, который придает значение переживанию, которое поглощает его.

*************

NB.Переживание родовой боли женщинами очень хорошо состыковывается с этими описаниями. Женщина, которая отказывается от "искуственно вызванной бесчувственности, неосознанности и даже бессознательности" вызывает недоумение и непонимание.
Родовая боль. Поток сознания русских женщин.

Жизель Бундхен родила дома. (новый перевод выделен жирным внизу)

Я бы призвала применить это же и к другим видам боли, в том числе, и боли, которая связана с болезнью или любыми другими страданиями.

Tags: МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ
Subscribe

  • (no subject)

  • Скоро выучу албанский!

    Потому что через башню на крыше напротив идет перекладка черепицы, а строители, рабочие, штукатуры, плотники и иже с ними здесь в соновном албанцы.…

  • про ритуалы

    У нас все еще холодно. Ночью особенно. Потому что разница температур между днем и ночью = 15-20 градусов. Но днем установилось солнце. Яркое, такое ,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments